Посещая музеи


Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, выполненные из дерева во II-I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Еще более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые, возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно. Именно они могли быть первыми представителями народного творчества, так сказать, предшественниками современных художников-любителей. Накопленный опыт поколений, великое множество созданных произведений дают нам большие возможности для самообразования в художественном развитии, в создании своих уникальных изделий.
В свободное время многие находят занятия по душе. Разнообразие жанров в увлечении любителей особенно велико и многолико: это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, работы из камня и стекла, глины и дерева, металла и кости, чеканка, плетение, вязание, художественное шитье и многое другое. Самодеятельный художник, или, как его еще называют, "любитель",
достиг высокого уровня, самобытность его произведений, индивидуальность и новаторство в работах находят признание у широких масс зрителей и многих искусствоведов. Любитель создает свои работы не по заказу, а по велению души, не денег ради, а потому что жить без творчества не может. Он, впитывая все происходящее вокруг, не является безразличным созерцателем жизни. Домашняя школа у каждого мастера неповторима. Недостаток свободного времени заставляет выбирать в нужной информации самое необходимое, приучает любителя чаще работать без предварительных эскизов, сразу в материале. К сожалению, это не всегда дает положительный результат - художественное качество недостаточно отражает самобытность, индивидуальность художника. Не мало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога, Гогена, Пиросмани и многих других.
Сегодня техника способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше. В произведении прежде всего важна вложенная душа художника, его отношение, мастерство, а не серийность и штамповка машиной. Когда говорят "ручная работа" - это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И, как показывает практика. никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности. Немало примеров, когда человек открывал в себе желание и умение работать по дереву в 30-50 лет и старше и достигал неожиданно высокого художественного уровня. Так, В. Ф. Бельке, врач по профессии, начал увлекаться резьбой по дереву в 77 лет, и его работы в последствии публиковались и показывались на выставках. Так что не зависимо от возраста каждый человек может открыть в себе дар резчика и достигнуть больших высот в этом искусстве.

О дереве

На Руси лес всегда был верным помощником человека. Древний человек использовал лес как доброго и надежного союзника. Лес кормил и согревал, укрывал от врагов, поил чистым воздухом и радовал глаз. Разнообразие растительного и животного мира давало большие возможности в использовании
этого бесценного дара природы. Лес волнует нас и творчески. Человек не безразличен к его многокрасочности, величию и образу. Художники и скульпторы создали немало прекрасных произведений, вдохновленные этой неповторимостью. И особое внимание в необозримом мире леса заслуживает так знакомое нам с детства дерево. Дерево и руки художника, вечный союз добра и труда. Этот удивительный материал природы сам по себе красив, а человек, прикоснувшись, дарит ему вторую жизнь.

Древесные породы

Меня часто спрашивают: из какого дерева лучше вырезать - из мягкого или твердого? Отвечаю: каждая порода хороша на своем месте. Любое бревно, доска (высушенные, без трещин и не гнилые) являются ценным для нас материалом, у каждого из них свои красота и достоинства. Начинать учиться резать лучше из мягких пород: липы(среднеевропейской), осины, тополя, ольхи, каштана, кедра. Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой формы, пластики, рельефа, не сложно выполнять завершающую обработку. Твердые же текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на трудность обработки, имеют свои преимущества: изделия из них красивы без тонирования, полируются до блеска, прочны и долговечны. Необходимо помнить: дерево как материал - составная часть будущего произведения, от правильного выбора породы зависит во многом его художественный уровень. Можно одну и ту же работу выполнить из разных пород, и в каждом случае по качеству они окажутся разными. Правильное использование материала приходит с практикой.

Липа(Крымская горная широколиственная). Древесина средней твердости, с явно выраженной текстурой, светло желтого тона, удобно обрабатывается режущим инструментом. Рекомендую попробовать начинать именно с нее. Очень хорошо полируется, при тонировании наглядно проявляется текстура дерева.

Липа(среднеевропейская мелколистная). Древесина мягкая, одноцветная, светлого тона. Используется широко. Хороша в народной традиционной резьбе, рельефах орнаментах. Для мелкой пластики и китайской резьбы не рекомендую, слишком крохкое дерево.

Береза. Древесина по слою колкая, хорошо поддается морению и полировке. Для резчика представляет немалую ценность. Применяется разнообразно. Необычной формы наросты - сувели - дают богатую фантазию для создания художественных образов. В промышленности древесина березы ценится в мебельном производстве, идет на изготовление фанеры.
Сосна. Древесина смолистая, мягкая, текстурная, колкая. Трудно высушить без трещин. Красива в обобщенной пластике, полировке. Хорошо проявляет слои после обжига или травления химикатами.
Дуб, ясень. Древесина этих пород близка по структуре и твердости. Выразительна в крупных работах. Плотная и текстурная древесина красива в обработке, прекрасно полируется, долговечна. Особенно ценится пролежавший многие годы в воде, так называемый мореный дуб.
Клен. Употребляется древесина разных видов. Она плотная и прочная, однотонная. Трудно режется, но хорошо держит детали, пригодна и для миниатюрных, и для крупных работ. Используется для изготовления музыкальных инструментов, в мебельной промышленности, машиностроении. Ольха. Древесина приятной мягкости, слегка розового тона, легко режется. Удобна для орнаментов, мелкой пластики с подробностями.
Орех грецкий. Растет на Кавказе, в Крыму. Древесина красива в разнообразной расцветке серых и светло-коричневых тонов, твердая, но хорошо режется, полируется. В промышленности используется для изготовления мебели, шпона.
Яблоня, груша, лесная черешня. Породы твердые, с красивой текстурой. Трудно высушиваются без трещин. Хороши в мелкой пластике, прекрасно полируются до блеска, чисто режутся во всех направлениях.
Рябина. Древесина плотная и прочная. Красновато-бурое ядро с широкой светлой заболонью. Хороша в токарном деле, в малой пластике, полировке.
Лиственница. Древесина твердая, тяжелая, с ярко выраженными слоями, стойкая к гниению, красива в обработке. Хорошо получаются работы обобщенные, без мелких деталей.
Кедровая сосна сибирская (кедр сибирский), кедровая сосна корейская (кедр корейский). Напоминают по строению древесины ель, но более стойки к гниению. Древесина мягкая, хорошо режется. Используется в мебельном производстве, изготовлении карандашей.
Тис. Древесина плотная, тяжелая, стойкая к гниению, долговечная. Годовые слои хорошо видны, отлично полируется. Ценится в мебельной промышленности за красоту.
Можжевельник. Чаще растет кустарником, реже древовидный. Древесина слоистая, розовая, с белой широкой заболонью и приятным запахом, по слою колкая. Срезы ствола употребляются в мозаичных работах. Более удачна в обобщенных пластических формах без мелких деталей. Практически невозможно высушить без трещин. Имеет очень большое внутреннее напряжение из-за ароматических масел, поэтому при перепадах влажности лопается.
Бук. Древесина крепкая, красновато-белая, с многочисленными сердцевинными лучами. Обладает высокими физико-механическими свойствами, трудно режется, но позволяет создавать работы с мелкими деталями. Прекрасно полируется, хорошо поддается морению. Надежный материал, особенно когда требуются твердость и точность исполнения.
Кизил. Древесина твердая, большой плотности, светлого тона, диаметр ствола небольшой. Применяется в мелких орнаментальных, декоративных работах. Хорошо держит детали, отлично полируется.
Красное дерево. Так называют некоторые породы тропических деревьев, среди них чаще употребляют махагони и макорию. Древесина этих деревьев твердая, с красивой, красных тонов текстурой, прекрасно полируется. Возможности использования широки: монументальная скульптура, мелкая пластика, китайская резьба. Хорошо держит детали, красива в обобщенной пластике.

Резцы

Основные резцы необходимые для начинающего резчика. Добавьте так же набор штихелей.
а - нож
б - косяк (угловой резец)
в-з - стамески
и-л - клюкарзы
м - царазик
н - уголок
о - ложкорез
п - кольцо
р - малый стру

Designed by Kucenko Alexander ("Harakter" studio) 2003 ©
Хостинг от uCoz