Посещая музеи
Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства,
выполненные из дерева во II-I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек
использовал древесину в качестве художественного материала. Еще более
удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство
древних художников, которые, возможно, специальных школ не оканчивали,
а приобретали знания и опыт у старших мастеров или познавали тайны изобразительного
искусства самостоятельно. Именно они могли быть первыми представителями
народного творчества, так сказать, предшественниками современных художников-любителей.
Накопленный опыт поколений, великое множество созданных произведений дают
нам большие возможности для самообразования в художественном развитии,
в создании своих уникальных изделий.
В свободное время многие находят занятия по душе. Разнообразие жанров
в увлечении любителей особенно велико и многолико: это живопись, графика,
скульптура, декоративно-прикладное искусство, работы из камня и стекла,
глины и дерева, металла и кости, чеканка, плетение, вязание, художественное
шитье и многое другое. Самодеятельный художник, или, как его еще называют,
"любитель",
достиг высокого уровня, самобытность его произведений, индивидуальность
и новаторство в работах находят признание у широких масс зрителей и многих
искусствоведов. Любитель создает свои работы не по заказу, а по велению
души, не денег ради, а потому что жить без творчества не может. Он, впитывая
все происходящее вокруг, не является безразличным созерцателем жизни.
Домашняя школа у каждого мастера неповторима. Недостаток свободного времени
заставляет выбирать в нужной информации самое необходимое, приучает любителя
чаще работать без предварительных эскизов, сразу в материале. К сожалению,
это не всегда дает положительный результат - художественное качество недостаточно
отражает самобытность, индивидуальность художника. Не мало примеров, когда
мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному
труду получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога, Гогена, Пиросмани
и многих других.
Сегодня техника способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность
ручной работы всегда будет выше. В произведении прежде всего важна вложенная
душа художника, его отношение, мастерство, а не серийность и штамповка
машиной. Когда говорят "ручная работа" - это звучит гордо и
уважительно по отношению к Человеку! И, как показывает практика. никогда
не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности. Немало
примеров, когда человек открывал в себе желание и умение работать по дереву
в 30-50 лет и старше и достигал неожиданно высокого художественного уровня.
Так, В. Ф. Бельке, врач по профессии, начал увлекаться резьбой по дереву
в 77 лет, и его работы в последствии публиковались и показывались на выставках.
Так что не зависимо от возраста каждый человек может открыть в себе дар
резчика и достигнуть больших высот в этом искусстве.
О дереве
На Руси лес всегда был верным помощником человека. Древний человек использовал
лес как доброго и надежного союзника. Лес кормил и согревал, укрывал от
врагов, поил чистым воздухом и радовал глаз. Разнообразие растительного
и животного мира давало большие возможности в использовании
этого бесценного дара природы. Лес волнует нас и творчески. Человек не
безразличен к его многокрасочности, величию и образу. Художники и скульпторы
создали немало прекрасных произведений, вдохновленные этой неповторимостью.
И особое внимание в необозримом мире леса заслуживает так знакомое нам
с детства дерево. Дерево и руки художника, вечный союз добра и труда.
Этот удивительный материал природы сам по себе красив, а человек, прикоснувшись,
дарит ему вторую жизнь.
Древесные породы
Меня
часто спрашивают: из какого дерева лучше вырезать - из мягкого или твердого?
Отвечаю: каждая порода хороша на своем месте. Любое бревно, доска (высушенные,
без трещин и не гнилые) являются ценным для нас материалом, у каждого
из них свои красота и достоинства. Начинать учиться резать лучше из мягких
пород: липы(среднеевропейской), осины, тополя, ольхи, каштана, кедра.
Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой
формы, пластики, рельефа, не сложно выполнять завершающую обработку. Твердые
же текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на
трудность обработки, имеют свои преимущества: изделия из них красивы без
тонирования, полируются до блеска, прочны и долговечны. Необходимо помнить:
дерево как материал - составная часть будущего произведения, от правильного
выбора породы зависит во многом его художественный уровень. Можно одну
и ту же работу выполнить из разных пород, и в каждом случае по качеству
они окажутся разными. Правильное использование материала приходит с практикой.
Липа(Крымская
горная широколиственная). Древесина средней твердости, с явно выраженной
текстурой, светло желтого тона, удобно обрабатывается режущим инструментом.
Рекомендую попробовать начинать именно с нее. Очень хорошо полируется,
при тонировании наглядно проявляется текстура дерева.
Липа(среднеевропейская мелколистная). Древесина мягкая, одноцветная,
светлого тона. Используется широко. Хороша в народной традиционной резьбе,
рельефах орнаментах. Для мелкой пластики и китайской резьбы не рекомендую,
слишком крохкое дерево.
Береза. Древесина по слою колкая, хорошо поддается морению и полировке.
Для резчика представляет немалую ценность. Применяется разнообразно. Необычной
формы наросты - сувели
- дают богатую фантазию для создания художественных образов. В промышленности
древесина березы ценится в мебельном производстве, идет на изготовление
фанеры.
Сосна. Древесина смолистая, мягкая, текстурная, колкая. Трудно
высушить без трещин. Красива в обобщенной пластике, полировке. Хорошо
проявляет слои после обжига или травления химикатами.
Дуб, ясень. Древесина этих пород близка по структуре и твердости.
Выразительна в крупных работах. Плотная и текстурная древесина красива
в обработке, прекрасно полируется, долговечна. Особенно ценится пролежавший
многие годы в воде, так называемый мореный дуб.
Клен. Употребляется древесина разных видов. Она плотная и прочная,
однотонная. Трудно режется, но хорошо держит детали, пригодна и для миниатюрных,
и для крупных работ. Используется для изготовления музыкальных инструментов,
в мебельной промышленности, машиностроении. Ольха. Древесина приятной
мягкости, слегка розового тона, легко режется. Удобна для орнаментов,
мелкой пластики с подробностями.
Орех грецкий. Растет на Кавказе, в Крыму. Древесина красива в разнообразной
расцветке серых и светло-коричневых тонов, твердая, но хорошо режется,
полируется. В промышленности используется для изготовления мебели, шпона.
Яблоня, груша, лесная черешня. Породы твердые, с красивой текстурой.
Трудно высушиваются без трещин. Хороши в мелкой пластике, прекрасно полируются
до блеска, чисто режутся во всех направлениях.
Рябина.
Древесина плотная и прочная. Красновато-бурое ядро с широкой светлой заболонью.
Хороша в токарном деле, в малой пластике, полировке.
Лиственница. Древесина твердая, тяжелая, с ярко выраженными слоями,
стойкая к гниению, красива в обработке. Хорошо получаются работы обобщенные,
без мелких деталей.
Кедровая сосна сибирская (кедр сибирский), кедровая сосна корейская
(кедр корейский). Напоминают по строению древесины ель, но более стойки
к гниению. Древесина мягкая, хорошо режется. Используется в мебельном
производстве, изготовлении карандашей.
Тис. Древесина плотная, тяжелая, стойкая к гниению, долговечная.
Годовые слои хорошо видны, отлично полируется. Ценится в мебельной промышленности
за красоту.
Можжевельник. Чаще растет кустарником, реже древовидный. Древесина
слоистая, розовая, с белой широкой заболонью и приятным запахом, по слою
колкая. Срезы ствола употребляются в мозаичных работах. Более удачна в
обобщенных пластических формах без мелких деталей. Практически невозможно
высушить без трещин. Имеет очень большое внутреннее напряжение из-за ароматических
масел, поэтому при перепадах влажности лопается.
Бук. Древесина крепкая, красновато-белая, с многочисленными сердцевинными
лучами. Обладает высокими физико-механическими свойствами, трудно режется,
но позволяет создавать работы с мелкими деталями. Прекрасно полируется,
хорошо поддается морению. Надежный материал, особенно когда требуются
твердость и точность исполнения.
Кизил. Древесина твердая, большой плотности, светлого тона, диаметр
ствола небольшой. Применяется в мелких орнаментальных, декоративных работах.
Хорошо держит детали, отлично полируется.
Красное дерево. Так называют некоторые породы тропических деревьев,
среди них чаще употребляют махагони и макорию. Древесина этих деревьев
твердая, с красивой, красных тонов текстурой, прекрасно полируется. Возможности
использования широки: монументальная скульптура, мелкая пластика, китайская
резьба. Хорошо держит детали, красива в обобщенной пластике.
Резцы
Основные резцы необходимые для начинающего резчика. Добавьте так же набор
штихелей.
а - нож
б - косяк (угловой резец)
в-з - стамески
и-л - клюкарзы
м - царазик
н - уголок
о - ложкорез
п - кольцо
р - малый стру
|